ЭПОС "МАНАС" И МАНАСЧЫ

Савет Абдрасулов

Каждая культура, как ни парадоксально не звучит, похожа на своего творца.  Речь идет о том что человек создает и созидает  похожий на себя мир. И этот человеческий мир природно-недеторминирован на существование и незапраграммирован на воспроизводство, что и делает мир человеческий хрупким и уязвимым. Но именно эта природная недетерминированность и является человеческим преимуществом в создании своего мира отличного от природного мира. Говоря точнее человек обладая свободой, начинает по своему усмотрению созидать свой только ему присущий мир, который может стать как уязвимым, так и гармонично вписанным в окружающий мир.

         Кыргызский народ гордиться эпосом «Манас» и сказителями именуемых манасчи. Если эпос «Манас» одна из важнейших онтологических составляющих духовного истока кыргызской культуры, то манасчи это проводник и посредник двух миров человеческого и трансцендентного. Он подобен батарейке, подпитывающей людей живительной силой и энергией. Этому свидетельство факты имевшие место быть в наших исследованиях проведенных в разных уголках Кыргызской Республики группой «Инициатива по духовной консолидации  Кыргызстана» и ОФ «Миротворческий центр» подержанная фондом Кристенсона реализуемая в данное время как  проект «Дух в действии: сказание эпоса «Манас»». В рамках данного проекта  проводиться исследование прямого воздействия сказителя на слушающую аудиторию. В целях фиксации данных и результатов исследования проводилось анкетирование до и после сказывания эпоса «Манас». К примеру, в городе Ноокат одна из женщин как она призналась позже, пришла на семинар, несмотря на ужасную головную боль, мучавшую ее. Она пришла, так как обещала подруге, но собиралась через некоторое время после начала семинара уйти. Однако этого не произошло, ибо после сказывания эпоса «Манас» она к своему удивлению не заметила и следов головной боли вместо нее почувствовала прилив сил и жизненной энергии. Она не только не ушла, но и была среди инициаторов, обратившихся в конце семинара к манасчы Талантаалы Бакчиеву с просьбой  сказания еще какого-нибудь эпизода из эпоса «Манас». Просьба слушателей была удовлетворена.
         Мы также экспериментально заметили, что неживая материя, к примеру, обыкновенная монета более восприимчива, нежели человек. Последний менее восприимчив в силу того что он не сразу может настроиться на нужную волну, т.е. освободиться от мирских, суетных мыслей. В отличие от них люди подготовленные, обладающие духовной практикой были более восприимчивы. В ходе экспериментов мы установили наличие позитивного энергетического воздействия эпоса «Манас» через сказителя на людей и на окружающую среду.
          Проект «Дух в действии: сказание эпоса «Манас»» предполагает проведение нейрофизиологических, биохимических, биомагнитных, социологических и психологических исследований. Многие из них уже проведены, но  результаты ряда исследований еще не доведены до логического завершения, но уже сейчас мы можем констатировать, что результаты исследований могут быть интересны для широкого круга исследователей эпоса «Манас» и манасчи.
        Мир сказания эпоса «Манас» обширен и многогранен. Специалисты разных направлений могут в ней найти то, что  их может интересовать. И в этом смысле его можно воспринимать как энциклопедическую кладезь наук. Свидетельством и подтверждением служат исследования представителей разных наук, таких как филология, история, медицина… Но следует отметить что сам феномен  эпоса «Манас» и манасчи до недавнего времени не был объектом исследования. Если говорить о манасчи, то они выступали в роли источника и ретранслятора эпического произведения. Также они были объектом отображения, а не исследования.  К примеру, в ХХ веке было предпринято снятие ряда документальных фильмов о сказителях[1].  Но что удивительно так это, то, что некоторые из авторов используют в названии своих фильмов прилагательное «последний»[2], что не могло не тревожить душу тех, кто желал видеть  будущее сказительского мастерства связанного с наитией (непосредственная  передача знаний духами, связанных с миром Манаса великодушного). Высказывались предположения связанные с книжной культурой. Появление ряда изданий эпоса «Манас» и вызванный к ним интерес со стороны представителей разных наук и широкого читателя порождало мнение о необязательности непосредственного сказывания эпоса «Манас». Но так могли подумать только те, кто был заинтересован в исследовании следа, а не сути и духа феномена сказания эпоса «Манас».
        Время шло и оно не только уносило в мир иной манасчи, но и создавало условия появления новых сказителей эпоса «Манас», что дало основание для утверждения о ложности заключения о конце истинных и великих манасчи. Эта обстоятельство ослабило наше внимание к манасчи, что породило неприглядный факт  не красящий ни кыргызов, ни кыргызское общество и культуру. Кыргызы начали забывать об уникальном феномене манасчи и, лишив их материального покровительства, вынудили их работать. И по сегодняшний день многие манасчи вынуждены тянуть непосильную ношу повседневности и добывать свой хлеб в поте лица, что неминуемо отнимает драгоценные дни, часы и минуты  из жизни манасчи, которые могли быть посвящены сказительскому мастерству. Ведь предназначение манасчи не работать где-то как обычный человек, а сказывать эпос «Манас» и быть энерго-инфармационным мостом между двумя мирами, миром человеческим и миром трансцендентным дающий возможность человеку гармонизировать свое бытие с бытием мира. И это главное предназначение манасчи мы не должны забывать и как можно скорее создать все возможные условия для того чтобы они могли заниматься только реализацией возложенной на них миссии миром Манаса великодушного.
   Вся история человечества и по сегодняшний день это всплеск, взлет  и падение, а порой и закат истории  народов, культур.  Говоря иначе духовно-историческое развитие того или иного народа не гарантировано, что предполагает выработку механизмов защиты духовности от неминуемого заката. Эта мысль подводит меня к тому, что уход одних манасчи является основанием появления других. Я смею предполагать, что каждый манасчи имеет свое предназначение в духовном пространстве кыргызской культуры. Мир эпоса «Манас» многогранен и его воздействие на человека, на социальную и окружающую нас природную среду тоже многогранен. Определенное духовное состояние народа требует  манасчи с определенной миссией воздействия, которую он призван реализовать. К примеру, Талантаалы Бакчиев и Улан Исмаилов  перед ошскими событиями отправились в город Ош, где сказывали отрывок из эпоса «Манас» именуемый  «Чон казат» (Великий поход). По личному признанию Талатаалы Бакчиева  прямого желания сказывать именно этот отрывок они не планировали. Оно пришло непосредственно перед началом сказания эпоса Манас. Или то как трое манасчи – Талантаалы Бакчиев, Доолотбек Сыдыков и Улан Исмаилов –  в отличие от других манасчи утром 8 апреля отправились к Дому правительства  и, встав на пути своего народа силой сказительского мастерства, остановили их и сохранили Белый дом от неминуемого повторного  погрома.
Смею предположить, что другое духовное состояние общества потребует появления манасчи иного склада, иного уровня. Исходя из вышесказанного, каждый манасчи уникален и в силу своей уникальности может быть маркирован как первый или последний манасчи, но такой последний который предполагает появление нового манасчи. 
Приход мира Манаса великодушного к человеку от него не зависит, но от него зависит, будет ли  он эту миссию нести или откажется от него. Со слов манасчи Талантаалы Бакчиева: « Известны случаи отказа будущего манасчи от той миссии, которая на него возлагалась, что негативно отражалось на судьбе отказника.  К примеру, Укурук моюн ырчы из города Каракол из-за отказа поплатился шеей, которую ему вытянули, так что без дополнительного укрепления шеи с помощью шарфа голову удержать было невозможно. Или то, что случилось с  моим учителем Шаабай Азиз улуу, которому мир эпоса «Манас» пришел через наитие в шестилетнем возрасте. Несмотря на слепоту, наступившую из-за отказа, он противился сказывать эпос «Манас» до семилетнего возраста. Только слезные  мольбы отца побудили его начать сказывать  эпос «Манас» после чего  зрение ему вернулось. А может быть наказание и более суровое. К примеру, судьба дочерей великого манасчи Сагынбая Орозбакова которые не решились сказывать эпос «Манас»: Сагынбюбю из-за запрета мужа, а Бурулбюбю из-за стеснительной своей натуры. Оба покинули этот мир в молодом возрасте. Дар духовного мира Манаса великодушного не терпит малодушия и мирской суеты».
       Далее в своем выступлении я хотел бы акцентировать наше внимание, проводя параллели на другой, на мой взгляд, не менее важный момент духовной жизни кыргызского народа. Кыргызы не только знают, но и ощутили на себе разного рода испытания в виде локальных конфликтов, которые со временем усиливались  и возрастали. Конфликты местного значения, перерастали в конфликты государственного масштаба – межнациональные конфликты и  два народных бунта, названные революциями.  Может быть, они как предупреждение кыргызам как к тем избранным, кому суждено было быть манасчи, которые не став ими  не стали ни кем. Быть может и кыргызы, если не примут на себя предназначенный для них духовную миссию и будут продолжать играть в игры техногенной материальной цивилизации, то могут не только потерять себя как духовную единицу человечества, но и тем самым обречь мир на потерю духовного звена могущего организовать духовное единение всего человечества.
        Благосклонность мира духовного к кыргызам можно заметить через появление в кыргызском обществе послов духовности – манасчи, которые как врачи духа посланы гармонизировать наше духовное бытие.  Такие посланники нуждаются в  общественной защите и заботе. Создавая им, благоприятные материальные условия жизни общество от них получит более ценное, нежели материальное - это духовный посыл и алгоритмы упорядочивания мира материального. Оберегая эпос «Манас» и манасчи общество оберегает мир духовности, оберегая мир духовности, общество  оберегает себя и создает условия для сохранения и созидания  духовных основ своего будущего.
        Кыргызский народ только прикоснувшись к истокам своей духовности, к эпосу «Манас» благодаря сказительскому мастерству манасчи смогут, так же как и великий манасчи и  учитель Талантаалы Бакчиева Шаабай Азиз улуу прозреть и освободиться от дурманящего и отравляющего душу негативного влияния мира материального и снова вернуть издревле присущую кыргызам соорганизованность духовного и материального  начал, где материальное начало было направлено на созидание духовного, а духовное начало придавало материальному миру определенную организованность и духовную направленность. Такая соорганизованность двух начал кыргызской культуры вырабатывала и закрепляла  шкалу ценностей чтящих свои духовные основания, которые и по сегодняшний день доносятся до современных кыргызов благодаря сказителям эпоса «Манас».
         И в завершение своего выступления хотелось бы выразить признательность членов группы «Инициатива по духовной консолидации  Кыргызстана» и ОФ «Миротворческий центр» фонду Кристенсена за предоставленную материально-техническую помощь в проведении исследований феномена сказания эпоса «Манас».
 [1] Б.Шамшиев – “Манасчы” – Саякбай Каралаев;М.Убукеев – “Манасчы” – Саякбай Каралаев;
М.Убукеев – “Вселенная Манаса” – Саякбай Каралаев, Шаабай Азизов;
И.Котлов – “Рождение Манаса” – Кааба Атабеков;
Ш.Апылов, М.Убукеев – “Музыкальный аил” – Шаабай Азизов;  
[2] М.Убукеев – “Акыркы манасчы” – Шаабай Азизов; Jos Kuijer (Голландия) – “Акыркы манасчы” – Кааба Атабеков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий