О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Саветбек Абдрасулов

Прежде чем говорить об идентичности стоит определиться с понятием. «Основополагающие и устойчивые черты, составляющие своеобразие личности или группы, а также осознание принадлежности к группе, основанное на географической, лингвистической, культурной общности» можно назвать «идентичностью».[1]

Республики СССР  оторванные от мирового естественного процесса сосуществования и взаимовлияния  жили в искусственном мире.     Именно «отрыв от исторических корней ведет к росту бездуховности, огрублению поведенческих норм, утрате важнейших морально-этических ценностей».[2]

С распадом СССР бывшие республики оказались в естественной среде, где лишенные иммунитета республики подверглись мощным воздействиям извне. Им было трудно противостоять в силу относительной атрофированности инстинкта самосохранения. Советская ориентация на интернациональное без национального опирающаяся на авторитет партии и государства привело к перекосу и стагнации этническую идентичность. Распад СССР привел разрушению идеологических основ советской общности. Период суверенного существования Кыргызстана не породило четких новых основ общностей, и занимались лишь демократической риторикой дающей основание для реализации сомнительных, а порой и вовсе духовно реакционных проектов, что породило в душах  людей смятение и страх перед будущим крушением. Это подвигло народ  Кыргызстана искать спасение в этнической идентичности. К тому же усиление влияния и культивирование ценностей западной массовой культуры способствуют еще большему обесцениванию традиционных ценностей придававших подрастающему поколению нравственные ориентиры. Все это ведет к смыванию границ между добром и злом и подрывает и без того слабые основы духовного единства страны.

Темпы технико-технологического развития человечества порождает новые формы коммуникации и получения информации через телевидение и интернет. Они размывают границы государств. Становятся обычным делом массовые миграции. Традиционные формы идентичности испытывают на себе их влияния.

Экономическая экспансия сопровождается духовным. Они обостряют проблемы национальной идентичности. Если говорить о Кыргызстане, то переходный период, в котором пребывает Кыргызстан, длиться и по сей  день. За время суверенного существования Кыргызстана были реализованы ряд неудачных экономических и политических реформ. Следствие два бунта народа именуемые революцией и межэтнические конфликты. Они обострили и сделали актуальным поиск национальной и этнической идентичности.

Конфликты, имевшие место быть в современной суверенной истории Кыргызской Республики и освящение их в СМИ и в научных трудах ученых не могут быть основанием для серьезного осмысления и решения проблем, так как они политически ангажированы и могут быть использованы только как агитационный материал в гонке политических партий. Только серьезный научный системный подход может исправить сложившуюся патовую ситуацию в культуре, в обществе.

Если говорить о современном Кыргызстане, то в нем можно заметить отсутствие четко выверенной национальной политики и преобладание гипертрофированных западных демократических ценностей свободы слова печати и вероисповеданий,  способствующих не консолидации, а атомизации общества  акцентируя внимание не на коллективное, а на индивидуальное начало.  Национальные меньшинства, используя демократические лозунги,  пытаются сохранить  и развивать свою культуру.  А экстремистский настроенные представители национальных меньшинств придают  движению за сохранение и развитие своей культуры, негативный оттенок, противопоставляя ее кыргызской культуре, что неминуемо вырабатывает и сеет в республике  дух отчуждения и вражды. В стране происходит перекос в сторону национальных меньшинств. В такой ситуации государство должно выработать четкую политику общежития в Кыргызской республике. Необходимо, чтобы граждане республики, не являющиеся этническими кыргызами, сохраняя и развивая культурные связи с историческими родинами,  позиционировали себя с Кыргызстаном. Говоря иначе, в этих идентичностях должна доминировать гражданская составляющая.

Учитывая то, что республика является кыргызской, национальная идентичность должна быть построена на основе кыргызской идентичности включающая существование и сосуществование с идентичностью национальных меньшинств. Это может вызвать непонимание среди народов Кыргызстана поэтому необходима просветительская работа, разъясняющая  основания приоритетности кыргызского языка и культурных ценностей в построении национальной идентичности, который  обусловлен тем, что язык и культура диаспор всесторонне развиваются на их исторической родине. В связи с вышесказанным  необходимо придать работе Ассамблеи народов Кыргызстана кроме сохранения и развития самобытной идентичности просветительский характер  разъясняющую роль кыргызского языка и культурных ценностей в становлении национальной идентичности. Ибо подрывная деятельность на основе противопоставления может формировать только негативную ситуацию могущую порождать, как межэтнические, так и межконфессиональные конфликты.

Говоря о национальной идентичности, будет уместно обратить внимание на исследование Пиаже. Пиаже провел параллели между становлением этнической идентичности и  психическим развитием ребенка. Пол его исследованиям  можно обозначить три этапа усвоения этнической идентичности. В 6 – 7 –летнем возрасте ребенок осваивает формальную сторону и некоторую содержательную сторону этнической принадлежности. В 8 – 9 –летнем возрасте ребенок может идентифицировать себя со своей этнической группой, может отличать родной язык от языков других народов. В 10 – 11 –летнем возрасте ребенок может в этнической идентичности акцентировать внимание на содержательном отличии своей этнической группы. Исходя, из этих научных изысканий Пиаже можем отметить, что этот отрезок жизни человека важен как период формирования принадлежности к определенной идентичности, к примеру, этнической.

Если в 1950 году Э. Эриксон  впервые определил понятие идентичности, то в 1985 году К. Леви-Стросс утверждал, что кризис в области идентичности будет проблемой номер один для человеческого общества, что породит  исследования междисциплинарные.

Отсутствие продуманной национальной политики реализующей духовное единство народов Кыргызстана открывает путь для пропаганды  формирующей негативные формы идентичности уводящих молодежь от созидательного пути.

Такая программа должна быть выработана на государственном уровне для системного воплощения ее во всех уровнях государства. Она будет способствовать формированию национальной идентичности могущей обеспечить системно-поступательное развитие на основе осознания общих целей предполагающих духовное единство, которое должно быть основополагающим для всех учреждений и учебных заведений, занимающихся образовательной и воспитательной деятельностью.

Система образования выполняет немаловажную, а может быть и основополагающую роль в становлении и формировании  идентичности общества могущего подготовить тот фундамент, на котором может быть построена полиэтническое и поликонфессиональное общество Кыргызстана.

Исходя из этого посыла, мы считаем что, формирование национальной идентичности Кыргызстана должно базироваться на трех основообразующих и основополагающих основаниях:
(1) общечеловеческая идентичность,
(2) кыргызстанская идентичность, базирующаяся на кыргызском языке и кыргызских ценностях
(3) этническая идентичность народа Кыргызстана.

Именно такие базовые  ориентиры в системе образования позволят гармонизировать межэтнические и межконфессиональные сохраняющие и развивающие этнические, религиозные, языковые, культурные, профессиональные идентичности имеющие место быть в Кыргызской Республике.

[1] Единая Европа: идея и реальность. Концепции культурной идентичности. М., 1997. - С.12.
[2] Межнациональные отношения в СССР: история и современность. М.,1991. - С.29.


Комментариев нет:

Отправить комментарий