О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Саветбек Абдрасулов

Прежде чем говорить об идентичности стоит определиться с понятием. «Основополагающие и устойчивые черты, составляющие своеобразие личности или группы, а также осознание принадлежности к группе, основанное на географической, лингвистической, культурной общности» можно назвать «идентичностью».[1]

Республики СССР  оторванные от мирового естественного процесса сосуществования и взаимовлияния  жили в искусственном мире.     Именно «отрыв от исторических корней ведет к росту бездуховности, огрублению поведенческих норм, утрате важнейших морально-этических ценностей».[2]

С распадом СССР бывшие республики оказались в естественной среде, где лишенные иммунитета республики подверглись мощным воздействиям извне. Им было трудно противостоять в силу относительной атрофированности инстинкта самосохранения. Советская ориентация на интернациональное без национального опирающаяся на авторитет партии и государства привело к перекосу и стагнации этническую идентичность. Распад СССР привел разрушению идеологических основ советской общности. Период суверенного существования Кыргызстана не породило четких новых основ общностей, и занимались лишь демократической риторикой дающей основание для реализации сомнительных, а порой и вовсе духовно реакционных проектов, что породило в душах  людей смятение и страх перед будущим крушением. Это подвигло народ  Кыргызстана искать спасение в этнической идентичности. К тому же усиление влияния и культивирование ценностей западной массовой культуры способствуют еще большему обесцениванию традиционных ценностей придававших подрастающему поколению нравственные ориентиры. Все это ведет к смыванию границ между добром и злом и подрывает и без того слабые основы духовного единства страны.

Темпы технико-технологического развития человечества порождает новые формы коммуникации и получения информации через телевидение и интернет. Они размывают границы государств. Становятся обычным делом массовые миграции. Традиционные формы идентичности испытывают на себе их влияния.

Экономическая экспансия сопровождается духовным. Они обостряют проблемы национальной идентичности. Если говорить о Кыргызстане, то переходный период, в котором пребывает Кыргызстан, длиться и по сей  день. За время суверенного существования Кыргызстана были реализованы ряд неудачных экономических и политических реформ. Следствие два бунта народа именуемые революцией и межэтнические конфликты. Они обострили и сделали актуальным поиск национальной и этнической идентичности.

Конфликты, имевшие место быть в современной суверенной истории Кыргызской Республики и освящение их в СМИ и в научных трудах ученых не могут быть основанием для серьезного осмысления и решения проблем, так как они политически ангажированы и могут быть использованы только как агитационный материал в гонке политических партий. Только серьезный научный системный подход может исправить сложившуюся патовую ситуацию в культуре, в обществе.

Если говорить о современном Кыргызстане, то в нем можно заметить отсутствие четко выверенной национальной политики и преобладание гипертрофированных западных демократических ценностей свободы слова печати и вероисповеданий,  способствующих не консолидации, а атомизации общества  акцентируя внимание не на коллективное, а на индивидуальное начало.  Национальные меньшинства, используя демократические лозунги,  пытаются сохранить  и развивать свою культуру.  А экстремистский настроенные представители национальных меньшинств придают  движению за сохранение и развитие своей культуры, негативный оттенок, противопоставляя ее кыргызской культуре, что неминуемо вырабатывает и сеет в республике  дух отчуждения и вражды. В стране происходит перекос в сторону национальных меньшинств. В такой ситуации государство должно выработать четкую политику общежития в Кыргызской республике. Необходимо, чтобы граждане республики, не являющиеся этническими кыргызами, сохраняя и развивая культурные связи с историческими родинами,  позиционировали себя с Кыргызстаном. Говоря иначе, в этих идентичностях должна доминировать гражданская составляющая.

Учитывая то, что республика является кыргызской, национальная идентичность должна быть построена на основе кыргызской идентичности включающая существование и сосуществование с идентичностью национальных меньшинств. Это может вызвать непонимание среди народов Кыргызстана поэтому необходима просветительская работа, разъясняющая  основания приоритетности кыргызского языка и культурных ценностей в построении национальной идентичности, который  обусловлен тем, что язык и культура диаспор всесторонне развиваются на их исторической родине. В связи с вышесказанным  необходимо придать работе Ассамблеи народов Кыргызстана кроме сохранения и развития самобытной идентичности просветительский характер  разъясняющую роль кыргызского языка и культурных ценностей в становлении национальной идентичности. Ибо подрывная деятельность на основе противопоставления может формировать только негативную ситуацию могущую порождать, как межэтнические, так и межконфессиональные конфликты.

Говоря о национальной идентичности, будет уместно обратить внимание на исследование Пиаже. Пиаже провел параллели между становлением этнической идентичности и  психическим развитием ребенка. Пол его исследованиям  можно обозначить три этапа усвоения этнической идентичности. В 6 – 7 –летнем возрасте ребенок осваивает формальную сторону и некоторую содержательную сторону этнической принадлежности. В 8 – 9 –летнем возрасте ребенок может идентифицировать себя со своей этнической группой, может отличать родной язык от языков других народов. В 10 – 11 –летнем возрасте ребенок может в этнической идентичности акцентировать внимание на содержательном отличии своей этнической группы. Исходя, из этих научных изысканий Пиаже можем отметить, что этот отрезок жизни человека важен как период формирования принадлежности к определенной идентичности, к примеру, этнической.

Если в 1950 году Э. Эриксон  впервые определил понятие идентичности, то в 1985 году К. Леви-Стросс утверждал, что кризис в области идентичности будет проблемой номер один для человеческого общества, что породит  исследования междисциплинарные.

Отсутствие продуманной национальной политики реализующей духовное единство народов Кыргызстана открывает путь для пропаганды  формирующей негативные формы идентичности уводящих молодежь от созидательного пути.

Такая программа должна быть выработана на государственном уровне для системного воплощения ее во всех уровнях государства. Она будет способствовать формированию национальной идентичности могущей обеспечить системно-поступательное развитие на основе осознания общих целей предполагающих духовное единство, которое должно быть основополагающим для всех учреждений и учебных заведений, занимающихся образовательной и воспитательной деятельностью.

Система образования выполняет немаловажную, а может быть и основополагающую роль в становлении и формировании  идентичности общества могущего подготовить тот фундамент, на котором может быть построена полиэтническое и поликонфессиональное общество Кыргызстана.

Исходя из этого посыла, мы считаем что, формирование национальной идентичности Кыргызстана должно базироваться на трех основообразующих и основополагающих основаниях:
(1) общечеловеческая идентичность,
(2) кыргызстанская идентичность, базирующаяся на кыргызском языке и кыргызских ценностях
(3) этническая идентичность народа Кыргызстана.

Именно такие базовые  ориентиры в системе образования позволят гармонизировать межэтнические и межконфессиональные сохраняющие и развивающие этнические, религиозные, языковые, культурные, профессиональные идентичности имеющие место быть в Кыргызской Республике.

[1] Единая Европа: идея и реальность. Концепции культурной идентичности. М., 1997. - С.12.
[2] Межнациональные отношения в СССР: история и современность. М.,1991. - С.29.


МУЗЫКА БЕССМЕРТНЫХ МИРОВ

Оригинал статьи опубликован на сатйе Акипресс http://akipress.org/comments/news:11041.

13 января этого года мне довелось поучаствовать на необычном концерте традиционной кыргызской музыки под названием «Музыка бессмертных миров». Это был концерт-медитация комузной музыки Кенжебека Алдаяра. Этот концерт удивил меня до глубины души. Во-первых, мне показалось, что я больше узнала Кенжебека-байке – неординарного и нестандартного музыканта. Общаясь с разными носителями традиционной культуры, я заметила, что все они, как таинственная книга, смысл которой раскрывается по порциям, между строк, не сразу и не всем – только тем, у кого есть терпение читать и постигать, а главное – тем, кто способен глубоко уважать и проникаться до мозга костей сакральностью мироздания. Так и Кенжебек Алдаяр в этот раз через свою музыку позволил своим слушателям прикоснуться к своей еще одной грани, нырнуть в свою еще одну глубину и прочесть еще одну страницу своей книги. Другим удивительным для меня обстоятельством в концерте стало то, что  на концерте присутствовало около ста человек, представлявших почти все слои нашего непростого общества. И это все притом, что пригласительные были разосланы ограниченному числу людей и за очень короткий срок до концерта. «Видимо мы постепенно учимся ценить наше истинное богатство» - напрашивался общий вывод. А самым главным, что удивило (не только меня) в этом необычном мероприятии была сама музыка Кенжебека Алдаяра. Это была прекрасная музыка: изящно-тонкая, насыщенная какими-то неземными вибрациями и отдающая в сердце эхом вечности. Даже регулярно ломавшаяся звуковая аппаратура не смогла перебить наслаждение, которое получили слушатели комуза. И к концу концерта в зале витала одна коллективная мысль:  «есть что-то сверхъестественное в нашей музыке и нам непременно надо раскрыть сокрытое в мелодиях бессмертных миров»

Как и все другие самобытные и еще неизученные  явления кыргызской культуры (сказание эпоса «Манас», например), традиционная музыка кыргызов пронизывает три важных уровня восприятия мира кыргызами – материальный, ментальный (разумный) и духовный.
В материальном мире, музыка предстает, как музыку, как на музыкальное произведение, характеризуемое композицией, объемом, техникой и инструментами исполнения. Согласно наблюдениям наших известных музыкантов – носителей традиционной культуры (в частности, Асылбека Насириддинова и Кенжебека Алдаяра) у мира кыргызской музыки есть ряд уникальных  особенностей. Во-первых, наша музыка обладает ломанным и сложным ритмом – как правило, у нее нет постоянного ритмического рисунка до конца произведения. Во-вторых, кыргызы славились разнообразием техник исполнения музыки, включая такие очень специфичные техники, как цирковая игра на музыкальных инструментах, кукольный театр «так теке», горловое и грудное пение. В-третьих, музыкальные инструменты отличаются своей мобильностью и приспособленностью к кочевому образу жизни. К тому же все музыкальные инструменты кыргызов изготавливаются из разных природных и легко доступных материалов. И наконец, в прошлом музыкальные инструменты широко использовались кыргызами в качестве навигационных приборов. Так со слов Асылбека Насиридинова, чопо-чоор помогал кыргызам находить сой дом в тумане: заплутавший в тумане человек мог через свист чопо-чоора подать знак своим соплеменникам, а они, в свою очередь, через свист того же инструмента вели его на правильную дорогу.
В ментальном мире или мире разума, музыка для кыргызов являлась носителем определенной информации, а именно каких-либо данных или символов. И в этом измерении музыки, кыргызская музыка обладает рядом очень важных особенностей. Прежде всего, наша музыка обладает способностью передавать все явления мироздания. Наши предки, обладая удивительными по глубине интуитивными знаниями, передавали в мелодиях все природные явления – пение птиц, природные стихии, времена года и суток, бег скакуна, все характеристики пространства и многое другое. Другая особенность кыргызской музыки – это способность передавать символично социальную информацию. К примеру, дастаны и по сей день являются носителями важной и очень достоверной исторической информации. При помощи мелодий и песен кыргыз могли кодировать информацию – например, через определенные песни и мелодии сообщались горестные вести родственникам. А символы человеческих достоинств и величия духа красной нитью проходят через все музыкальное творчество кыргызского народа. Еще одной особой способностью музыки кыргызов в мире ментальном является способность быть средством передачи наставлений молодому поколению и благих пожеланий другим людям. Эта особенность, по своей сути, составляет мягкий переход из мира ментального в мир духовный, поскольку воля, основанная на разуме, оказывает влияние уже на качество души. Все это объясняет всю многогранность кыргызской музыки.
В мире духовном, который современным кыргызам еще предстоит открыть в полной мере, музыка является технологией пробуждения и развития сознания человека и общества. В этом измерении для нас музыка – это способ поддержания контакта с высшим (трансцендентным) миром. В этом смысле, музыка предстает перед нами, как сверхъестественный феномен. Этот феномен мы пока еще полностью не постигли, а, значит, не можем оценить по достоинству его значение. Но именно за этим уровнем восприятия такого великого дара мироздания, как звук – музыка, кроется множество важных тайн человечества. Кто знает, возможно, Кенжебек Алдаяр прав, когда говорит, что «21 век – это век музыки и творчества». В качестве еще неизученного культурного феномена за кыргызской музыкой были замечены ряд способностей, которые науке еще предстоит изучить и объяснить. Так издревле кыргызы при помощи специальной музыки могли исцелять от болезней, влиять на среду обитания – очищать пространство от негативной энергии. Как отмечают многие носители традиционного музыкального искусства, среди кыргызов были такие виртуозные музыканты, которые могли влиять на изменения сознания животных и людей – иными словами, вводить их в трансовое состояние. Известны случаи, когда чабаны могли при помощи музыки могли управлять целыми стадами скота. А искусные комузисты при помощи мелодии «талма бий» могли вызывать свою аудиторию на спонтанный трансовый танец, в котором у некоторых танцующих открывались неординарные и до танца не проявлявшиеся физические способности. В общем же, история отмечает способность кыргызской музыки снижать негативную энергию в человеке и действовать успокаивающе на психику.
 Выдающийся французский специалист в области изучения слуха Альфред Томатис как-то сказал: «Ухо предназначено не только для того, чтобы слышать, но и чтобы питать энергией разум и тело. Клетки мозга работают как маленькие батарейки-аккумуляторы. Они заряжаются не путем метаболизма тела, а с помощью энергии звуков». Так и кыргызская музыка, видимо, устроена так, что оказывает серьезное аудиальное воздействие на нервную систему человка. Самой позитивно воздействующей музыкой из мировой сокровищницы классической музыки признана музыка Моцарта. Кто знает, возможно, самой позитивно действующей музыкой из мировой сокровищницы традиционной музыки является кыргызская традиционная музыка? Об этом стоит задуматься… Не из этноцентричных побуждений, а из здорового интереса к эволюции, к движению вперед с использованием естественных для нашей ментальности ресурсов и возможностей, к жизнедеятельности с максимальной реализацией нашего безграничного творческого потенциала.
Концерт Кенжебека Алдаяра, однозначно, был из мира духовного. Он позволил многим слушателям почувствовать, что звук – это великое чудо, которое может напомнить нам о нашей высшей природе, а значит, напомнить, о бесконечном пути саморазвития и самопознания.

О ПРОЕКТЕ "ДУХ В ДЕЙСТВИИ: СКАЗАНИЕ "МАНАСА"

С Мая 2011 года Инициатива по духовной консолидации Кыргызстана (ИДКК) и Общественный Фонд «Миротворческий Центр» запустил проект под названием «Дух в действии: сказание эпоса Манас». Проект является частью Стратегии по активации традиционных механизмов духовного развития кыргызов, разработанной ИДКК.
Целью проекта является практическая активация (широкое применение) и многостороннее изучение феномена сказания эпоса «Манас», как энергоинформационного (трансцендентного) механизма духовного самосохранения, пробуждения и развития кыргызов. Проект ставит перед собой ряд важных задач.
Во-первых, в рамках проекта  планируется изучение отношения современных кыргызов к феномену сказания эпоса «Манас» и значения феномена в формировании духовной культуры  и идеологии кыргызов. Ожидается, что проект даст возможность сделать срез мнений населения Кыргызстана через компактное социологическое исследование.
Во-вторых, проект планирует способствовать консолидации сказителей эпоса «Манас» и общества. В ходе проекта будут проводиться общественные обсуждения проблем и перспектив существования феномена сказания эпоса «Манас» в Кыргызстане, которые могли бы улучшить понимание обществом сказителей, самого феномена и его перспектив в развитии страны.
В-третьих, проект постарается внести вклад в расширение доступа простого народа к феномену сказания эпоса «Манас», а также в формирование культуры осознанного восприятия (применения) феномена сказания эпоса «Манас» среди широкой аудитории. В рамках проекта будет проведен тур сказителей по стране в сопровождении с мировоззренческими семинарами и трансцендентной традиционной кыргызской музыкой. В тур будут также включены и молодые сказители.
В-четвертых, проект будет прилагать усилия по созданию научной базы для более глубокого научного изучения феномена сказания эпоса «Манас». В рамках проекта будут проведены компактные исследования по нейрофизиологическому, биохимическому и психологическому воздействию феномена на человека (слушающую аудиторию). Проект осуществляется при поддержке Фонда Кристенсена (США).
схожие ссылки http://kg.akipress.org/news:371431

КОНКУРС ЭССЕ 2013

Общественный Фонд «Миротворческий Центр»,
Инициатива по духовной консолидации
  совместно с Национальной комиссией по государственному языку при Президенте КР и Молодежной инициативы «Рухий талкуу»

в рамках проекта
«Дух в действии: Кыргыз Өзөгү»
при поддержке Фонда Кристенсена
объявляет
Молодежный конкурс эссе
«СЕН СҮЙГӨН КЫРГЫЗ МАКАЛЫ»
Тысячелетиями мудрость кыргызского народа спасала его в разных жизненных ситуациях. На просторах, где проживали или останавливались на время кыргызы, разворачивались такие события, масштабы и реальность которых даже представить себе сложно. И если бы кыргызский народ не обладал внутренним духовным стержнем, то вряд ли бы мы сегодня числились в списке народов мира и обладали своей государственностью. А это, в свою очередь, значит, что мы должны хранить, чтить свои традиции и раскрывать их новые грани для современной жизни.
Одним из древних носителей мудрости народа и действенных ценностей для повседневной жизни человека, а значит, способов выработки определенных личностных качеств, правильного отношения к окружающей среде и эффективных решений в сложных ситуациях, являлись пословицы и поговорки.
Цель конкурса – популяризировать кыргызские традиционные ценности в обществе (глубокое понимание этих ценностей в обществе и их практическое применение молодежью в своей повседневной жизни)

Условия конкурса

Конкурс является открытым, любительским, непрофессиональным.
В конкурсе могут участвовать все желающие от 14 до 30 лет
(граждане Кыргызстана и соотечественники за рубежом, владеющие кыргызским языком). В конкурсе не могут участвовать профессиональные журналисты и филологи, имеющию научную или академическую степень.

Из известных кыргызских пословиц и поговорок необходимо выбрать одну и написать эссе, в котором автор должен дать четкую и творческую интерпрератцию кыргызской пословицы, возможно, с учетом современных реалий.
В целом, эссе должно включать ответы на следующие вопросы:

·        Какое влияние оказала данная поговорка на вашу жизнь
·        Актуальность поговорки на сегодняшний день
·        Насколько поговорка способна раскрыть пролемы в жизни человека и общества
·        Как, на ваш взгляд, поговорка могла бы способствовать достижению успеха
·        Как вы используете поговорку в повседневной жизни (приведи пример)
·        К какому выводу вас приводит использование народной мудрости (поговорок) в целом

Заявку необходимо оформить в следующем формате:

Заявки  принимаются на  государственном языке

формат страницы А4
стиль 12 шрифт Times New Roman
межстрочный интервал 1,5
версия документа Word 1997-2003
объем не менее 1200 символов, не более 3000 символов (2-4 печатных листа)

Электронные заявки неободимо отправлять по электронному адресу:
Заявки на бумажных носителях необходимо отправлять по адресу:
Государственная комиссия по государственному языку при Президенте КР
Кыргызстан, г. Бишкек, ул. Боконбаева 182 (на имя Аиды Акаевой).
Эссе должно быть запечатано в конверте и помечено “Конкурс эссе”


Сроки подачи заявок
До 30 марта 2013 года
Подведение итогов и призы

Оценка эссе будет осуществляться конкурсной комиссией в составе девяти человек
(по одному представителю от каждой организации, запускающей конкурс)
Содержание эссе будет оцениваться на двух уровнях при помощи следующих критериев:
Первый уровень оценки – это оценка содержания эссе. В данном случае будет учитываться (1) раскрытие темы, (2) наличие интересных и сильных идей (способных повлиять на читателя) (3) четкость и логичность изложения мысли, (4) искренность в мышлении.
Второй уровень оценки – это оценка формы эссе. Это означает, что конкурсная работа будет рассматриваться также с точки зрения (1) точности и художественности языка, (2) последовательности изложения мыслей.
Итоги конкурса будут подведены в апреле 2013 года
Победители получат следующие призы:
Ноутбук –первое место
Компьютер – второе место
Кыргызско-Русский словарь (под ред. К.К.Юдахин) – третье место
Бесплатное участие в молодежном летнем лагере «Традиционная культура и современная молодежь», которая будет проводиться летом 2013 года на берегу озера Иссык-Куль в рамках проекта «Дух в действии: Кыргыз Өзөгү» (ОФ «Миротворческий Центр») – специальный приз (по усмотрению конкурсной комиссии)

Наиболее удачные эссе будут опубликованы через информационных партнеров 

КЫРГЫЗ ӨЗӨГҮ: молодежный летний лагерь (Ыссык-Куль, 2013)

АНКЕТА
Участника летнего лагеря
«Кыргыз озёгю: традиционная культура и современная молодежь»

Данная анкета предназначена
для отбора потенциальных участников молодежного летнего лагеря
«Кыргыз озёгю: традиционная культура и современная молодежь».



Ф.И.О  ________________________________________________________________________________________

Где вы учитесь? ____________________________________________________________________________

Какой курс,специальность? _______________________________________________________________

Где вы живете (город/село, район, область)? __________________________________________

К какому роду вы принадлежите?*    ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

*Информация по роду нужна для подготовки материалов по «санжыра». Санжырачы будет готовить материал согласно родовому составу участников лагеря.

Участвовали ли вы в «Рухий талкуу»? __________________________________________________




В какой деятельности по возрождению традиционной культуры вы участвовали в течение последних трех лет? Перечислите и дайте очень краткое описание.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Что на ваш взгляд из традиционной культуры было бы важно вернуть в современное общество, особенно в среду молодежи?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

Что вы хотите узнать о традиционной культуре и чему научиться на практике для своей жизни?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________